автор урока - учитель математики - вт, 25/07/2023 - 00:14
Дельфинарий
В Евпатории находится крупнейший крымский дельфинарий. Его новое, специально построенное, здание на 800 зрительских мест функционирует с 2012 г. Открытый купол обеспечивают постоянную циркуляцию свежего воздуха. По окончании представлений зрители могут сфотографироваться с его участниками – дельфинами, белухами, морскими котиками и львами и купить «написанные» ими картины.
Динопарк
Прямо напротив входа в Дельфинарий находится развлекательный комплекс «Динопарк». В него входят экспозиция движущихся динозавров, боулинг, детская игровая площадка «Джунгли», ледяной каток, кафе, рыбный ресторан, 4D-кинотеатр.
Макеты динозавров изготовила фирма, занимающаяся этим и по заказам Голливуда. Так в Евпатории появился мини-филиал парка Юрского периода. Движения динозавров, сопровождаемые лазерной подсветкой и объёмным звуком, весьма впечатляют не только детей, но и взрослых.
Игровая площадка «Джунгли», рассчитанная на детей не старше 12 лет – лабиринт с лестницами, «тарзанками», батутами и бассейном с разноцветными шариками. Помещение для боулинга стилизовано под космическую станцию.
Рыбный ресторан называется «Наутилус». Позтому у входа посетителей встречает восковая фигура самого капитана Немо – героя романа Жюля Верна. Помещение ресторана стилизовано под каюту подводной лодки. В стены встроен 12-метровый аквариум с тропическими рыбками. Ретро-кафе «Крем-брюле» с музыкой 80-х годов, и плакатными фотографиями советских артистов заинтересует скорее родителей, чем их детей. Другое кафе специализируется на блюдах мексиканской кухни.
• № 1 до остановки «Улица Пионерская»:
• № 9 до остановки «Колизей»;
• № 13 до остановки «Морской порт».
«Затерянный мир»
Похоже, в Евпатории испытывают особую симпатию к давно вымершим динозаврам. Ведь в городе есть ещё один парк динозавров – «Затерянный мир».
Вмонтированный во входные ворота фрагмент черепа динозавра приветливо улыбается посетителям, хотя угадывается и некоторое сожаление. Динозавра нетрудно понять: он предпочёл бы, чтобы встреча состоялась миллионы лет назад.
Внутри посетителей под открытым небом ждут 16 движущихся макетов динозавров пяти подвидов в натуральную величину. Все динозавры симпатичны, и трудно отдать предпочтение кому-либо из них.
На территории парка действуют «дино-песочница», имитирующая для детей процесс археологических раскопок.
Аквариум
На территории парка им. Фрунзе расположен и двухэтажный аквариум, оформленный как подводный грот со сталактитами и сталагмитами.
Первый этаж отведён под бассейны с рыбами, а основные обитателями второго этажа – крокодилы, черепахи и игуаны.
ЗD-полы заведения кажутся обычными, но на фотографиях они получаются объёмными и очень эффектными. В частности, посетитель может увидеть себя стоящим на утёсе, под которым бушуют волны и проплывают морские обитатели.
Крым в миниатюре
Крым известен множеством достопримечательностей и интересных объектов, разбросанных по всему полуострову. С 2013 г. у жителей и гостей Евпатории появилась возможность увидеть самые значительные из них в миниатюрном исполнении в открывшемся парке. Большую помощь в его создании городу оказала Алушта, где подобное заведение успешно работает длительное время: евпаторийский парк считается филиалом алуштинского.
На территории Парка миниатюр внезапно ставший Гулливером посетитель может осмотреть 45 макетов в 25-кратном уменьшении. Точное соответствие оригиналу позволяет видеть сооружения в таких подробностях, какие недоступны при посещении реальных объектов.
Среди макетов преобладают крымские достопримечательности – «Ласточкино гнездо», Ливадийский, Воронцовский и Массандровский дворцы, ханский дворец Бахчисарая, Графская пристань Севастополя и другие. Есть также непрофильные макеты нью-йоркской Статуи Свободы и киевской Родины-матери.
Строения Парка миниатюр особенно эффектны в вечерней подсветке из миллиона лампочек. Кроме макетов, в парке есть изображения персонажей мультфильмов и небольшой контактный зоопарк, где животных можно кормить.
Малый Иерусалим
Старую часть Евпатории называют «Малым Иерусалимом» из-за обилия близко расположенных культовых сооружений, принадлежащих разным религиям.
Храм Николая Чудотворца
Поводом к созданию храма послужило окончание Крымской войны, во время которой сгорела стоявшая на этом месте старая греко-православная Николаевская церковь. Под строительство русского православного храма греческая община отдала свою территорию. Это было сделано в знак благодарности России, оказавшей Греции помощь в войне с турками за независимость. Новый храм задумывался как памятник погибшим на Крымской войне.
Строительство началось, как только пожертвованиями, включая крупное императорское, была собрана необходимая сумма. Сбор средств возглавил протоиерей Иаков Чепурин, вложивший в строительство и собственные деньги, вырученные от заклада скромного имущества. К сожалению, он не дожил до освящения храма, и был похоронен на его территории. Средства на строительство выделяли не только греческая и армянская христианские общины, но и представители других религий – евреи, мусульмане и караимы.
Собор по проекту архитектора Александра Бернардацци был открыт и освящён в 1999 г. Его архитектура напоминает византийский собор св. Софии в те же времена, когда Константинополь ещё не стал Стамбулом.
В оформлении церкви использованы кресты трёх видов – православные, византийские и георгиевские. Последние – дань уважения мужеству русских воинов. Ещё один крест установлен во дворе. Он воздвигнут на месте греческой православной церкви, сгоревшей во время Крымской войны, и в знак благодарности греческой общине за пожертвования.
В советский период храм периодически закрывался, в нём действовали художественные мастерские, затем был склад пшеницы. Но в послевоенные годы храм был отреставрирован.
Храм Святого Илии
В ответ на просьбу греческой общины, потерявшей в Крымской войне свою православную церковь, ей был выделен участок земли близ набережной. Строительство новой церкви на пожертвования членов общины и выделенную городской Думой субсидию продолжалось 7 лет и завершилось в 1918 г. Здание по проекту городского архитектора Генриха сооружено в греко-византийском стиле в форме креста. Слева к основному зданию примыкает трёхъярусная колокольня.
После революции церковь св. Илии-пророка, прихожане которой были греческими подданными, некоторое время продолжала функционировать. Первый настоятель Елизар Спиридонов был репрессирован и умер в ссылке. В 1936 г. власти расторгли договор с греческой общиной, и храм закрыли. После войны в здании был спортзал. В 1959 г. звонницу, с которой колокола были сняты ещё раньше, разрушили. В то же время основное здание храма отреставрировали и даже расписали фресками. В период хрущёвских гонений на церковь храм вновь закрыли в 1962 г.
Армянская церковь
Есть в Евпатории ещё одна церковь, принадлежащая другой христианской конфессии. Армянская Апостольская церковь до сих пор сохранила вероучение древневосточных православных церквей, впрочем, весьма близкое к современному православию.
Армянская церковь Сурб Никогайос (Святой Николай) была построена армянской общиной Кезлёва на месте более старой церкви XVII в., разрушенной турками, покидавшими взятый русскими войсками город. Новая церковь была построена в точном соответствии с Феодосийской армянской церковью, в которой был крещён, венчался и похоронен великий художник – маринист Иван Айвазовский (этнический армянин по происхождению).
Во время Крымской войны в Армянской церкви был дислоцирован французский гарнизон, солдаты которого оставили на стенах многочисленные граффити. По окончании войны они были покрыты штукатуркой армянской общиной. Нелёгкие времена наступили для церкви в советский период. В его конце, в 1984 г., церковь получила статус памятника культуры. После реставрации церковь вновь открылась в 2012 г., однако здание продолжало принадлежать размещённому на территории церкви дому престарелых. В текущем году церковь, наконец, вновь стала собственностью армянской общины.
Мечеть Джума-Джами
Джума-Джами или Хан-Джами была построена в Гезлёве в середине XVI в. в период правления хана Девлета I Герая. Считается, что образцом для спроектировавшего его османского архитектора Ходжи Синана послужил всё тот же собор св. Софии, к тому времени уже обращённый в мечеть.
Свет в мечеть проникает через 59 окон разнообразной формы, а верхний ярус украшен цветными витражами. Стекло южных витражей имеет тёплые цвета, символизируюшие весну и лето. Северные витражи, имеют холодные зимние тона.
Именно в этой мечети проходило посвящение в крымские ханы (отсюда – второе название Хан-Джами) назначенцев из Стамбула, после чего новый правитель направлялся в столицу – Бахчисарай. Но эта церемония не всегда проходила гладко: пока претендент обходил мечеть, читая молитвы, местная мусульманская знать могла сорвать обряд. Так произошло трижды, а 18 ханов благополучно получили «добро».
Последовавшие в дальнейшем многочисленные перестройки существенно исказили её первоначальный облик. В советское время в закрытой мечети функционировал краеведческий музей. В середине 80-х годов XX в. бывшая мечеть получила статус памятника архитектуры. В 1985 г. были восстановлены утраченные ещё в XVII и XIX вв. два минарета. В 90-е годы мечеть была возвращена верующим.
Главная мечеть Евпатории предназначена для сбора всей мусульманской общины для совершения пятничного полуденного намаза (Джума-намаза).
Монастырь дервишей
Текие – мусульманский монастырь, дословно «обитель». Дервишами называются отказавшиеся от всякой собственности монахи-аскеты, часто странствующие и живущие подаяниями. В то же время дервишам не запрещалось жениться.
Текие дервишей в Евпатории построен в XVI в. и, кроме собственно обители, имеет мечеть с сохранившимся минаретом и религиозную школу – медресе. Постройки лишены каких-либо украшений как с внешней, так и с внутренней стороны (кроме ковров на стенах). По периметру обители размещались тесные и тёмные кельи дервишей. Они имели выход в общий зал, где проходила скромная трапеза. Самая большая келья с отдельным выходом принадлежала шейху (главе обители).
Дервиши отвергали мирские ценности и не выказывали никакого пиетета перед правителями. Отличительная черта дервишей – периодически устраиваемые радения в форме быстрых вращений, во время которых они достигали мистического экстаза и единения с Всевышним.
Синагога Егие Капай
Синагога Егие Капай была сооружена в 1912 г. на средства, собранные еврейской общиной города. Существенный вклад внесла и городская Дума. В строительстве участвовали многие ремесленники-евреи. В 30-е годы синагогу закрыли и устроили в них склад. Во время оккупации фашисты устроили в ней конюшню. В послевоенные годы обветшавшее здание оказалось на грани сноса. Но вмешательство еврейской общины спасло его. Более того, в здании началась продолжающаяся по сей день реконструкция. Синагога была вновь открыта для молитв в 2003 г.
Внутрь синагоги мужчины проходят через широкий центральный проход, а женщины – через два боковых, ведущих на второй этаж. У алтаря, под окном со звездой Давида, хранится реликвия – свиток Торы. Алтарная стена, как и во всех синагогах, ориентирована на Иерусалим.
На территории синагоги функционирует небольшой ресторан исключительно кошерной кухни «Йоськин кот».
Караимские кенасы
Караимы – малочисленная этническая группа, в бытовом отношении похожая на тюркские народы, но исповедующая не ислам, а караизм, считающийся ветвью иудаизма. Кроме Крыма, караимы проживают в Западной Украине и Литве. Молитвенные дома караимов именуются кенасами.
Входящие в храмовый комплекс Большая и Малая кенасы были построены в начале XIX в. Обе они были закрыты в 1927 г. В период немецкой оккупации вновь стала действовать Малая кенаса, вновь закрытая в 1959 г. Затем в помещениях кенас располагались, сменяя друг друга, детский сад, музеи, спортивные секции, курсы медсестёр. В постсоветское время комплекс был возвращён караимской общине и отреставрирован. Сейчас в него, кроме кенас, входят религиозная школа, столовая, хозяйственное подворье и внутренние дворики.
Большая кенаса предназначена для праздничных богослужений, а Малая – для повседневных. В комплексе функционируют библиотека, небольшой музей и национальное кафе «Караман». Очень приятна прогулка в тихих внутренних двориках с белоснежными ареами и колоннами, увитыми виноградными лозами и розариями.
Другие интересные городские объекты
Дом Дувана
Это красивое здание было построено в 1908 г. по заказу Семёна Дувана – крупного землевладельца и мецената. Трудно упомянуть всё то, чем обязана Евпатория своему выдающемуся градоначальнику. Его усилиями, в том числе и финансовыми, город был существенно благоустроен, в нёмв частности, появились медицинский центр, театр, библиотека, трамвай (маршрут № 1, существующий по сей день). Дуван принадлежал к знатному караимскому роду и всячески способствовал и постройке караимских кенас в городе. Небольшой приморский городок при Дуване стал известной российской здравницей. Благодарные жители ещё при жизни назвали его именем улицу и парк.
Первый в Евпатории трёхэтажный дом в стиле модерн по проекту архитектора Сеферова, разместившись между православным собором и исламской мечетью, завершил архитектурный ансамбль соборной площади. Украсив город, сооружение стало источником пополнения городской казны, куда поступали средства от эксплуатации доходного дома. А сам заказчик жил в скромном флигеле во дворе здания, который до сих пор называют по имени – «дом Дувана».
Колоритное здание нравится не только горожанам, но и приезжим, включая кинематографистов. Оно фигурирует в восьми художественных фильмах разных лет.
Гезлёвские ворота
Средневековые ворота Гезлёва были построены в XV в. в оборонительных целях. Через эти ворота в Евпаторию наведывались крымские ханы из Бахчисарая, чтобы помолиться в мечети Джума–Джами.
Пережившие множество битв, две русско-турецких войны и Великую Отечественную ворота в 1959 г. были разрушены для расширения автомобильной дороги. Эту глупость местных властей пришлось исправлять уже в XXI в. и в 2004 г. ворота были восстановлены.
На первом этаже нынешних Гезлёвских ворот располагается музей, в котором демонстрируются сохранившиеся фрагменты оригинальных ворот. Второй этаж отведён под популярное в городе татарское кафе. На третьем этаже можно увидеть доскональный макет Гезлёва XV в. Отсюда берёт начало городская экскурсия по «Малому Иерусалиму».
Турецкие бани
Банный комплекс предположительно был построен в XVI в. В то время бани, кроме своей прямой функции, были своеобразным общественным центром.
Бани, естественно, имели мужское и женское отделения. Каждое из них состояло из раздевалки, предбанника и парилки. Мраморные полы и стены местами были декорированы мозаикой. Вода подавалась из подземных источников посредством водопровода. В Краеведческом музее хранятся обнаруженные при раскопках на этом месте фрагмент водостока, женская статуя и банные принадлежности.
Бани проработали по своему прямому назначению почти до конца советского периода, после чего закрылись на капитальный ремонт, который так и не был реализован. Сегодняшнее состояние памятника, к сожалению, неудовлетворительно, но экскурсии, тем не менее, проводятся.
Заключение
Евпатория приятно удивляет множеством развлекательных и познавательных объектов, которые помогут разнообразить морской отдых на лучших песчаных пляжах Крыма.