автор урока - учитель математики - вт, 25/07/2023 - 00:11
Новая
Для постройки нового здания для Ратуши был выбран участок, на котором был старый замок Pleißenburg XIII в. Его разобрали, за исключением главной башни, сохраняемой для нового здания, которое должно было напоминать о замке. Победителем конкурса с такими условиями стал главный архитектор Лейпцига Хуго Лихт. Скульптурное оформление взял на себя Георг Верб.
После шестилетнего строительства здание Neues Rathaus было открыто в 1905 г. Семь лет спустя к нему крытым двухэтажным переходом с арочным проездом был подсоединен «городской дом» Stadthaus, выходящий на Burgplatz. В результате Neues Rathaus стала одним из крупнейших административных зданий планеты. В нем почти 600 помещений. Унаследованная от замка круглая главная башня, достигающая 114,7 м – самая высокая среди немецких ратуш.
Внутри здания особое внимание привлекает резная деревянная лестница с мраморными перилами и скульптурами, и зал заседаний. В подвале располагается ресторан Ratskeller.
Проезд: трамваями 2, 8, 9 и 14 до остановки Neues Rathaus.
Старая биржа
Красивейшее здание Alte Börse в стиле барокко недалеко от Старой ратуши поневоле притягивает к себе взоры туристов.
Его стали именовать Старой биржей после постройки для нее нового здания в конце XIX в. А здание Старой биржи отошло к городскому собранию. Восстановленная после войны функционирует как культурный и общественный центр.
Главный арочный вход в здание выходит на южный фасад. Над аркой укреплен лепной позолоченный герб Лейпцига, который держат ангелы. В руке одного из них символ торговли – жезл Меркурия. К входу ведет красивая парадная лестница. Крыша здания украшена балюстрадой, по углам которой воздвигнуты статуи Меркурия, Минервы, Аполлона и Венеры, изготовленные в 1683 г. местным скульптором Сандтманном.
Голизский дворец
Gohliser Schlösschen был построен в середине XVIII в. по заказу городского советника Иоганна Рихтера. Он расположился в деревне Голиз, тогда находившейся вне городской черты, на месте подворий, принадлежавших его жене Кристиане Хетцер.
После смерти Рихтера внутренняя отделка дворца, задержанная Семилетней войной, контролировалась уже вторым мужем Кристианы Хетцер – Иоганном Бёме. В конце века ее наследники передали дворец государству. Затем оно продало Gohliser Schlösschen частным лицам. После возвращения в государственную собственность здесь располагался «Дом культуры», а после войны – Баховский архив. Сейчас дворец – выставочный и культурный центр.
Внутрь дворца можно зайти, заплатив 3 EUR.
Проезд: трамваем № 4 до остановки Stallbaumstraße.
Концертный зал Гевандхаус
Название известного лейпцигского концертного зала Gewandhaus переводится как «Дом тканей». Оно происходит от первого здания конца XV в., которое музыканты делили с торговцами тканями.
В XVIII в. в Лейпциге сложилась традиция публичных концертов, организуемых музыкальным обществом Großes Concert. Встал вопрос о постройке специализированного зала. Городской архитектор Дауте спроектировал его на третьем этажа того же здания Gewandhaus. Зал с уникальной акустикой приобрел европейскую популярность. В 1835–47 гг. руководителем и дирижером выступавшего в зале одноименного симфонического оркестра был Феликс Мендельсон, прививший коллективу профессиональные черты. Первый Гевандхаус функционировал до 1886 г., после чего был частично разобран.
В 1882–84 гг. по проекту архитектора Мартина Гропиуса было построено специализированное здание «второй Гевандхаус» с двумя залами на 1700 и 650 зрителей. Оно серьезно пострадало от авианалетов и, по решению городских властей, было снесено в 1968 г. Современный третий «Гевандхаус» был построен в ГДР в 1977–81 гг. по проекту группы архитекторов.
Современное помещение имеет два зала, рассчитанных соответственно на 1700 и 500 зрителей. Малый зал носит имя Мендельсона. В фойе находится крупнейшая в Европе потолочная роспись – Gesang vom Leben («Песнь жизни»), выполненная Зигхардом Гилле. Она занимает площадь 714 м2.
Кроме симфонического оркестра, в зале выступают местный хор и несколько камерных ансамблей.
Экскурсии стоимостью 3,5 EUR в концертный зал проводятся по субботам в 17 часов.
Проезд: на трамваях №№ 4, 8, 10, 14 или 16 до остановки Augustusplatz.
Церкви
Святого Николая
Nikolaikirche – главная лютеранская церковь Лейпцига. Предполагается, что она была возведена в XII в.: западный фасад сохраняет фрагменты доминировавшей в тот период романской застройки. В XV–XVI вв. церковь была перестроена в позднеготическом стиле.
Именно в ней с 1539 г. начались лютеранские проповеди Мартина Лютера. В 1724 г. в Николайкирхе И. С. Бах впервые исполнил свое великое музыкальное произведение Johannes-Passion («Страсти по Иоанну»). В конце XVIII в. внутреннее убранство церкви было преобразовано в стиле классицизм. Оригинальный интерьер производит сильное впечатление. Светлые пастельные цвета придают ему праздничность.
Лютеранская церковь св. Николая известна как один из центров мирных собраний горожан в 1989 г. за объединение Германии. Она отличается и веротерпимостью: по воскресеньям в 9:30, 11:15 и 17 часов в ней проводятся католические мессы.
Время работы: с 10 до 18 (по воскресеньям – до 16) часов.
Проезд: трамваями №№ 4, 7, 8, 10–12, 14–16 до остановки Augustusplatz.
Святого Томаса
Согласно легенде, в 1217 г. августинский монастырь св. Фомы получил в дар мощи апостола Фомы. Для их хранения на месте Рыночной церкви XII в. была построена и в 1722 г. открылась Thomaskirche. Позже она неоднократно перестраивалась. В дошедшем до нас здании преобладает позднеготический стиль. 68-метровая башня была сооружена в XVI в. Обращает на себя внимание очень крутая (в самом прямом смысле слова) двускатная крыша с углом наклона в 630. Томаскирхе благополучно пережила последнюю войну, потеряв всего один витраж.
Церковь знаменита своим многолетним кантором (музыкальным руководителем) XVIII в. Иоганном Себастьяном Бахом. Резная деревянная кафедра сохранилась с того времени.
Один из двух органов церкви – копия того, на котором композитор работал. Его останки в 1949 г. были перенесены из разрушенной последней войной церкви Johanniskirche и перезахоронены в Томаскирхе. Великий композитор изображен и на одном из витражей церкви.
Часы работы: 9–18.
Непосредственно в церковь вход свободный. Платными являются экскурсия (1 EUR) и вход на колокольню (2 EUR). Трижды в неделю в церкви проходят концерты широко известного Thomanerchor – хора мальчиков 9–18 лет, функционирующего с 1212 г. Время выступлений – в пятницу в 18 часов, в субботу – в 15, и в воскресенье – в 9:30, а стоимость билета – 2 EUR.
Проезд: от вокзала Leipzig´s Hauptbahnhof до остановки Thomaskirch на трамвае № 9 или автобусе № 89. Это же расстояние от железнодорожного вокзала можно пройти пешком за 15 минут.
Мемориалы
Монумент Битвы народов
В 1813 г. под Лейпцигом произошло крупнейшее сражение, названное Битвой народов. В нем военная коалиция России, Австрии, Пруссии и Швеции победила армию Наполеона. Это было поражением и для Лейпцига, поскольку Саксония, в состав которой он входил, воевала на стороне французского императора. Спустя полвека идея сооружения памятника этому событию начала материализовываться. В 1863 г. на месте расположения французской ставки был установлен памятный Napoleonstein – «Камень Наполеона».
В конце XIX в. для сооружения монументального памятника Битве народов при активном содействии Лейпцигской масонской ложи были запущена лотерея и сбор пожертвований. В 1913 г., к столетию сражения, Völkerschlachtdenkmal по проекту архитектора Бруно Шмитца был торжественно открыт. Основную часть скульптурного оформления выполнил Кристиан Беренс.
Его высота– 91 м, а ширина пьедестала – 126 м. К верхней обзорной площадке ведут 500 ступеней. К средней площадке, расположенной на высоте 57 м, можно подняться на лифте. Оттуда до верхней площадки остается пройти еще 364 ступени крутой винтовой лестницы.
В основании Völkerschlachtdenkmal стоит огромная скульптура архангела Михаила, считающегося покровителем немецких воинов. Купол опоясан 12 рыцарскими 13-метровыми фигурами Стражей Свободы с опущенными мечами. Со стороны главного фасада под ними – огромный барельеф длиной 60 и шириной 19 м со сценами сражения.
Грандиозный монумент, тем не менее, оставляет ощущение незавершенности в своей верхней части. Некоторые исследователи считают, что на ней предполагалось установить каменного орла – символ Германской империи.
Внутри монумента находится Ruhmeshalle (Зал славы) и крипта в память погибших в этом сражении 120 тысяч воинов. Восемь массивных колонн крипты изображают Маски Смерти, по обе стороны от которых – фигуры ее Стражей. В верхнем ярусе над ними в Зале памяти расположены четыре 9,5-метровые аллегорические фигуры немецких (только ли?) добродетелей – мужественности, самоотверженности, веры и единства.
Время работы: с 10 до 18 (в ноябре – марте до 16) часов.
Стоимость билета 8 EUR.
Проезд: от вокзала Leipzig Hauptbahnhof на городских электричках S1, S4 или S11 или трамваях 2 и 15 до остановки Leipzig Völkerschlachtdenkmal.
Храм-памятник Русской Славы
В Лейпциге есть еще один мемориал, связанный с Битвой народов. Свято-Алексиевский храм-памятник Русской Славы было решено воздвигнуть к 100-летию сражения, в котором пали 22 тысячи русских воинов. Власти Лейпцига выделили участок земли на краю места сражения. Инициативный комитет во главе с великим князем Михаилом Александровичем объявил сбор пожертвований как в России, так и в Германии. Спроектировал храм академик архитектуры Владимир Покровский.
После торжественного открытия в том же 1913 г. в крипту храма с воинскими почестями были перенесены останки павших в «Битве народов» русских воинов. В первые годы храм был собственностью Русского Военного министерства. С началом Первой мировой войны, в которой Германия и Россия были уже противниками, храм St.-Alexi-Gedächtniskirche zur Russischen Ehre был закрыт, его грабили, а потом – даже сдавали в аренду. Затем храм был в юрисдикции различных русских православных организаций за границей.
С 1945 г. церковь – собственность Западноевропейского экзархата РПЦ. В том же году на средства советских оккупационных властей был произведен срочный ремонт церкви. После этого она реставрировалась еще дважды.
Он представляет собой совокупность нижнего и верхнего храмов. Крыша облицована венецианской мозаикой и увенчана золоченым крестом. В звоннице над входным порталом находятся семь колоколов, отлитых из орудий, участвовавших в Битве народов. Над коваными дверьми установлен образ Спаса Нерукотворного, по бокам которого – позолоченные фигуры ангелов.
В верхнем храме установлен 18-метровый семиярусный иконостас, подаренный донскими казаками. На стенах внутри расположены восемь бронзовых стел с перечислением воинских соединений, участвовавших в сражении. В нижнем храме-усыпальнице установлены памятные доски с фамилиями павших офицеров и количеством погибших солдат. Над могилами расположены икона Воскресения Христова, портреты императора Александра I, фельдмаршала Кутузова и воинские знамена.
Поскольку храм-памятник находится недалеко от Монумента Битвы народов, то для проезда к нему можно воспользоваться теми же видами транспорта.
Музеи
Дом-музей Шиллера
Во второй половине XVIII в. деревня Голиз стала популярным местом летнего отдыха для обеспеченных граждан Лейпцига. Проживавшие в деревне крестьяне приспособили свои жилища под наемные летние квартиры. В одной из них с мая по сентябрь 1785 г. по приглашению писателя Кёрнера остановился выдающийся немецкий поэт Фридрих Шиллер. Здесь он написал второй акт «Дона Карлоса» и первую версию оды «К радости». Schillerhaus, в котором жил поэт, – старейший сохранившийся крестьянский дом в пределах нынешнего Лейпцига.
В 1841 г. на доме появилась мемориальная доска. Годом спустя было основано Лейпцигское общество Шиллера, усилиями которого в 1848 г. был открыт музей. Восемь лет спустя обществу удалось собрать сумму, достаточную для приобретения дома. После этого было проведено несколько реставраций здания.
В 1949 г. музей стал собственностью города. К сожалению, две реставрации в 60-х и 80-х годах XX в. несколько исказили внешний вид дома. Уже в нашем веке был воссоздан окружавший здание крестьянский сад.
Экспозиция музея посвящена произведениям Шиллера и их лейпцигским театральным премьерам, истории музея и общества Шиллера.
Режим работы: апрель–октябрь во вторник – воскресенье с 10 до 17 часов, а ноябрь–март в среду – воскресенье с 10 до 16 часов. По воскресеньям в 15 часов организуется костюмированное представление о лейпцигской жизни Шиллера.
Музей-архив Баха
Bachmuseum был открыт в 1950 г., к 200-летию смерти композитора, в доме купца Бозе – друга семьи Баха. Последние 27 лет жизни Бах с семьей жил в здании Thomasschule (школы при церкви), которое, к сожалению, было снесено в начале XX в. Оно находилось прямо напротив нынешнего музея, на площади Thomaskirchhof рядом с церковью св. Томаса, где работал великий композитор.
Экспозиция музея повествует о жизни Баха и его семьи. С помощью современных мультимедийных средств в аудиокомнате можно послушать произведения великого композитора. В музее даже установлен миниатюрный орган, который настраивал сам Бах. В летнем зале с прекрасной акустикой периодически организуются концерты классической музыки. Здесь же находится архив Баха, принадлежащий Лейпцигскому университету.
Режим работы: вторник – воскресенье с 10 до 18 часов. Билет стоит 8 EUR. Первый вторник каждого месяца вход в музей свободный.
Проезд: автобусом № 89 или трамваем № 9 до остановки Thomaskirche.
Дом-музей Мендельсона
Museum im Mendelssohn-Haus расположился в доме, в котором композитор Феликс Мендельсон провел последние годы жизни с женой и детьми. Музей был открыт в 1997 г. к 150-летию смерти композитора по инициативе немецкого дирижера Курта Мазура и Фонда Мендельсона.
В музее воссоздана современная композитору обстановка первой половины XIX в. Демонстрируются партитуры, письма, мебель, макет городской филармонии Gewandhaus, руководителем которой был Мендельсон.
Мендельсон был не только выдающимся композитором и пианистом-виртуозом, но и всесторонне развитым человеком, активным общественным деятелем, доктором философии. Велика его заслуга в новой популяризации сочинений полузабытого в XIX в. Иоганна Себастьяна Баха. По инициативе и под дирижерским управлением Мендельсона в 1829 г. впервые после смерти Баха было исполнено его великое произведение – «Страсти по Матфею».
Желающие могут провести в музее обряд бракосочетания, сопровождаемым знаменитым «Свадебным маршем» композитора. В музыкальном зале по воскресеньям в 11 часов проходят концерты современной Мендельсону музыки, послушать который можно за 12 EUR. А после реконструкции 2014 г. в так называемом эффекториуме музея посетители могут даже попробовать дирижировать виртуальным оркестром.
Часы работы: 10–18. Стоимость билета 5 EUR. Каждый второй вторник месяца вход свободный.
Ближайшие остановки общественного транспорта – Augustusplatz, Roßplatz Wilhelm-Leuschner-Platz и Johannisplatz.
Гастрономические заведения
Старинная кофейня
Zum Arabischen Coffe Baum – знаменитая кофейня Лейпцига. Она, наряду с парижским кафе Le Procope, считается старейшей в Европе. Документально подтверждена подача в нем кофе с 1711 г. С 1720 г. кофейня работает под лепной вывеской «У арабского кофейного дерева», на которой житель Востока преподносит мальчику чашку кофе как подарок Европе.
За трехвековую историю кофейню посещали многие знаменитости, среди которых курфюрст Август Сильный, Наполеон, поэты Лессинг и Гёте, композиторы Бах, Лист, Вагнер и Шуман. Последний даже имел закрепленный за ним столик. Экскурсоводы утверждают, что, «Кофейную кантату» Бах сочинил именно здесь (в те времена кофейни были и музыкальными салонами).
Цум арабишен кофе баум – комплекс ресторана, кафе с арабским, венским и французским залами и музея кофе. В 16 залах занимающего отдельный этаж музея представлены предметы, связанные с кофе, включая мейсенские кофейные сервизы. Помимо кофе, кафе славится миндальными пирожными Leipziger Lerche («Лейпцигские жаворонки»). Они появились после запрета 1876 г. на ловлю этих птиц.
Часы работы: 11–19.
Погреб Ауэрбаха
Auerbachs Keller – один из самых известных ресторанов мира. Он расположен вблизи Рыночной площади в торговом комплексе Mädlerpassage, напротив Старой биржи. Есть упоминание о продаже вина на этом месте еще в XV в. Название ресторана происходит от рода его первого владельца – доктора Ауэрбаха. Винный погреб стал популярен еще в XVI в., но настоящей славой он обязан Иоганну Вольфгангу Гёте. Учась в Лейпциге, он часто бывал тут и слышал легенду о том, как чернокнижник Иоганн Фауст с помощью дьявола выскочил из погреба на улицу верхом на движущейся бочке. Погреб Ауэрбаха стал местом действия первой части главного произведения Гёте – трагедии «Фауст».
Ресторан Auerbachs Keller очень востребован, и столики в нем следует бронировать заранее. Заведение разделено на пять помещений. К четырем историческим относятся залы Лютера и Гёте Lutherzimmer и Goethezimmer, Alt-Leipzig («Старый Лейпциг») и Fasskeller («Бочковый погреб»). В оформлении последнего доминирует та самая бочка Фауста.
Заключение
Лейпциг – красивый и разноплановый город. Его улицы помнят многих выдающихся немцев – Гёте, Лейбница, Баха, Мендельсона, Шумана, Вагнера. Гёте называл Лейпциг «маленьким Парижем».