Математические диктанты. Математика 4 класс. Страница 5

 

Математика 4 класс. Математические диктанты. Страница 5.

 

 

Диктант № 13. «Деление на двузначное число»

1. Устно разделить делимое на двузначный делитель бывает легко в том случае, если можно заменить делитель произведением, после чего делимое разделить последовательно на каждый множитель. Например:
240 : 16 = 240 : 8 : 2 = 240 : 4 : 2 : 2 = 240 : 2 : 2 : 2 : 2 = 15.

Запиши равенства в два столбика и вычисли частное.

  • Первый столбик: делимое 330, делитель 15; делимое 465, делитель 15. Какое число в 15 раз меньше числа 195?
  • Второй столбик: 1/16 от 496; 1/45 от 990. Какое число надо умножить на 25, чтобы получить 325?

 

Решение:

 

330 : 15 = 330 : 3 : 5 = 110 : 5 = 22 1/16 от 496 = 496 : 16 = 496 : 2 : 2 : 2 : 2 = 31
465 : 15 = 465 : 3 : 5 = 155 : 5 = 31 1/45 от 990 = 990 : 45 = 990 : 3 : 3 : 5 = 110 : 5 = 22
195 : 15 = 195 : 3 : 5 = 65 : 5 = 13 325 : 25 = 325 : 5 : 5 = 65 : 5 = 13

Проверь себя: если все вычисления ты сделал правильно, то в каждом столбике есть частные, равные 13, 31 и 22.

 

Диктант № 14. «Действия с многозначными числами»

1. В первую строку запиши:

  • Число, которое содержит 125 ед. класса тысяч;
  • Число, которое содержит 75 ед. класса тысяч;
  • Числа, которые содержат 12 дес; 8 дес; 2 дес. 5 ед.

 

Решение:

 

  • 125 000, 75 000, 120, 80, 20, 5

2. Во вторую строку запиши ответы семи приведённых ниже заданий. Если трудно запомнить промежуточные результаты, то их можно записывать. Тогда окончательный результат лучше подчеркнуть, так как с ним в дальнейшем надо будет производить действия.

  • 1. Сумму чисел 125 000 и 75 000 сложить с их разностью.
  • 2. Из произведения чисел 120 и 25 вычесть произведение чисел 80 и 25.
  • 3. Разность чисел 120 и 80 увеличить в 25 раз.
  • 4. Во сколько раз 250 000 больше 1 000?
  • 5. На какое число надо умножить 125 000, чтобы получить 250 000?
  • 6. Вычисли сумму чисел, полученных в ответах этих пяти заданий.
  • 7. Раздели её на 252.

 

Решение:

 

  • 250 000, 1000, 1000, 250, 2; 1001.

Проверь себя: если все вычисления ты сделал правильно, то частное равно 1001.

 

Диктант № 15. «Задачи»

1. Первый раз текст читается полностью.Расстояние от города до туристической базы равно 12 км. Четверо друзей — Алёша, Боря, Вася и Гриша — договорились встретиться на турбазе в 10 ч. От города до турбазы можно доехать на автобусе со средней скоростью 36 км/ч, на автомобиле со средней скоростью 60 км/ч, на велосипеде со средней скоростью 12 км/ч, дойти пешком со средней скоростью 6 км/ч.
Алёша вышел из дома в 8 ч, Боря вышел из дома в 8 ч 30 мин, Вася вышел из дома в 9 ч 30 мин, Гриша вышел из дома в 9 ч 45 мин. В какой последовательности друзья прибыли на турбазу, если каждый рассчитал время движения правильно и никто не опоздал.
При повторном чтении выполняются вычисления или сразу записываются числовые равенства.

2. Расстояние от города до турбазы равно 12 км. Сколько метров содержится в 12 км?

 

Решение:

 

  • 12 км = 12 000 м.

3. За сколько минут можно доехать до турбазы на автобусе, который едет со средней скоростью 36 км/ч? (Два способа вычислений.)

 

Решение:

 

  • 1) 12 : 36 = 12/36 = 1/3 ч = 20 мин.
  • 2) 36 км = 36 000 м, 1 ч = 60 мин, 12 км = 12000 м
    36 000 : 60 = 600 м/мин (скорость автобуса)
    12000 : 600 = 20 мин(понадобится, чтобы доехать до базы на автобусе)
  • Ответ: чтобы добраться от города до базы на автобусе понаодобится 20 мин.

3. За сколько минут можно доехать до турбазы на автомобиле, который едет со средней скоростью 60 км/ч? (Два способа вычислений,)

 

Решение:

 

  • 1) 60 км/ч = 1 км/мин, 12 : 1 = 12 мин (понадобится, чтобы добраться на автомобиле);
  • 2) 12 : 60 = 12/60 = 1/5 часа = 60 : 5 = 12 мин.
  • Ответ: 12 минут понадобится, чтобы добраться от города до турбазы на автомобиле.

4. За сколько минут можно доехать до турбазы на велосипеде, который движется со средней скоростью 12 км/ч?

 

Решение:

 

  • 1)12 : 12 = 1 ч
  • Ответ: за 1 ч.

5. За сколько часов можно дойти до турбазы пешком, со средней скоростью 6 км/ч?

 

Решение:

 

  • 1) 12 : 6 = 2 ч;
  • Ответ: за 2 часа.

6. Друзья договорились встретиться на турбазе в 10 ч. Алёша вышел из дома в 8 ч. Сколько часов у него до встречи? Как он решил добираться до турбазы?

 

Решение:

 

  • 1) 10 - 8 = 2 ч у Алеши, значит добираться он будет пешком.

7. Боря вышел из дома в 8 ч 30 мин. Сколько часов у него до встречи? Как он решил добираться до турбазы?

 

Решение:

 

  • 1)10 ч - 8 ч 30 мин = 1 ч 30 мин.
  • Ответ: у Бори 1 ч 30 мин времени, если он не опоздал, то вероятнее всего, что он добирался на велосипеде и прибыл на 30 мин раньше.

8. Вася вышел из дома в 9 ч 30 мин. Сколько минут у него до встречи? Как он решил добираться до турбазы?

 

Решение:

 

  • 1) 10 ч - 9 ч 30 мин = 30 мин. (вероятнее всего Вася решил добираться на автобусе);
  • 2) 30 мин - 20 мин = 10 мин (раньше);
  • Ответ: Вася решил добираться на автобусе и прибыл на 10 мин раньше.

9. Гриша вышел из дома в 9 ч 45 мин. Сколько минут у него до встречи? Как он решил добираться до турбазы?

 

Решение:

 

  • 1) 10 ч - 9 ч 45 мин = 15 мин (на машине);
  • 2) 15 мин - 12 мин = 3 мин (раньше);
  • Ответ: на автомобиле, на 3 минуты раньше.

Проверь себя: Боря, Вася, Гриша, Алёша — в такой последовательности друзья прибыли на турбазу.


На странице использованы материалы из книги М. А. Остапенко «Математические диктанты 1 – 4 классы».

 

Математика: