Палермо (Италия): достопримечательности

Церковь Ла Марторана

Ещё один объект Всемирного наследия – церковь La Martorana или Santa Maria dell’Ammiraglio, официальное название которой – San Nicola dei Greci.

Домовая церковь, первоначально посвящённая св. Марии, была возведена в XII в. на средства адмирала Георгия Антиохойского, служившего королю Рожеру II. К церкви примыкал дворец флотоводца. После смерти основателя церковь принадлежала греческому приходу Палермо: служба, естественно, отправлялась по византийскому обряду. Вызывавшая восторг у очевидцев византийская мозаика интерьера, а также, предположительно, и кампанила (отдельностоящая квадратная в основании колокольня) датируются той же серединой XII в.

В конце того же столетия вблизи церкви был основан женский бенедиктинский монастырь, которому Санта-Мария-дель-Аммиральо была передана в XV в. После этого церковь стали называть монастырской – Марторана, а службы в ней стали совершаться по каноническому для католиков латинскому обряду. В следующие три века La Martorana подверглась существенным перестройкам в несколько этапов. Появились вестибюль, галерея, фасад и капелла в стиле барокко, а колокольня стала частью основного здания.

После упразднения монастыря здание церкви стала собственностью государства, и было частично реставрировано. В 1935 г. при Муссолини церковь была передана албанской общине Палермо. Богослужение в ней вновь стало вестись по византийскому обряду. После разрушения американской бомбардировкой 1943 г. приходского албанского храма Сан-Никола-дель-Гречи, носившего имя святителя Николая, Марторана взяла на себя его функции и название.

Архитектурная ценность Мартораны – в сложном переплетении первоначальных арабских и византийских деталей с последующими византийскими нововведениями, не прослеживаемыми в других арабо-норманнских памятниках.

Северный фасад нынешней церкви, выходящий на Piazza Bellini, фактически состоит из двух разновременных фрагментов. В левой части фотографии виден фасад XII в., а в правой – фасад XVII в. в стиле барокко.

Церковь Ла Марторана

Церковь Ла Марторана

Интерьер церкви славится множеством древних мозаик XII в., покрывающих купол и стены. В отличие от Палатинской капеллы и собора Чефалу, они сохранились в оригинальном первоначальном виде.

Церковь Ла Марторана

Интерьер церкви

Купол церкви покрыт мозаикой в форме медальона, изображающей Христа Вседержителя, окружённого известной цитатой из Евангелия: «Я – свет миру…». По бокам медальона расположены четыре архангела, обычно изображаемые коленопреклонёнными перед Христом. Здесь создатели мозаики допустили явный просчёт в пропорциях фигур стоящих архангелов, практически лишив их ног.

Церковь Ла Марторана

Купол церкви покрыт мозаикой в форме медальона, изображающей Христа Вседержителя

На других мозаиках представлены ветхозаветные пророки, евангелисты, новозаветные сцены, святые, мученики, а также основатели церкви – Георгий Антиохийский и Рожер II. Мозаика с Рожером II ценна его единственным подлинным прижизненным изображением и неортодоксальностью изображённой коронации. Католика Рожера II, причём в императорских византийских одеждах, коронует не Папа, а сам Христос. Такое изображение коронации позиционировало Рожера II как преемника византийских императоров, а не вассала Римской католической церкви.

Нынешняя церковь – популярное место венчания.

Адрес: Via Incoronazione, 1-13. Часы работы: 8– 13 и 15:30–17:30–19. Ближайшая остановка автобусов Aranc – Piazza Pretoria.

Церковь Сан-Катальдо

Совсем рядом с Марторана на пьяцца Беллини находится ещё один объект ЮНЕСКО – церковь San Cataldo. Она была основана в XII в. как домовой храм главного министра сицилийского короля и посвящена св. Катальду. После гибели основателя церковь имела несколько владельцев, последний из которых подарил церковь монастырю Монреале. В его составе она использовалась как больница, а затем – как часть резиденции архиепископов. В конце XVIII в. церковь перешла к архиепископу Палермо, затем была реставрирована. В настоящее время принадлежит кавалерам ордена Гроба Господня.

Извне церковь кажется мечетью, подобные которой в Италии можно увидеть только в юго-восточном регионе Апулия. Конструктивно церковь представляет собой два параллелепипеда; верхний увенчан тремя арабскими куполами. Северный и западный фасады имеют по три арки, в верхней части арок находятся небольшие окна. По парапету кровли распространяются арабские геометрические орнаменты. На нём находится три полусферических розовых купола.

Церковь Сан-Катальдо

Церковь Сан-Катальдо

В отличие от многих церквей Палермо, внутреннее убранство Сан-Катальдо аскетично: никаких мозаик в интерьере никогда не было. Исторический интерес представляют алтарь и инкрустированный пол XII в.

Адрес: Piazza Bellini 2. Церковь открыта ежедневно, кроме понедельника, в 9:30–17:30 с часовым перерывом в 13:30–14:30.

Собор Монреале

Строительство Duomo di Monreale, или, официально, Santa Maria Nuova, началось в 1174 г. по повелению третьего сицилийского короля Вильгельма II Доброго. Согласно легенде, место в 7 км от Палермо на горе Монте-Капуто указала явившаяся королю во сне Богородица. Сейчас Монреале – пригород Палермо. Собор в основном сохранил свой внешний вид XII столетия постройки.

Собор Монреале

Собор Монреале

После завершения в 1183 г. строительства, за следующие шесть лет внутренние стены собора покрылись 130 мозаиками библейской тематики общей площадью 10 тысяч м2. Тем самым новый собор своим мозаичным полотном превзошёл построенные Рожером II Палатинскую капеллу, монастырь Сан-Джованни-дельи-Эремити и собор в Чефалу.

Собор Монреале

Интерьер собора

Стремление Вильгельма II к независимости от архиепископа Палермо было поддержано папой Александром III. В выпущенной им булле новый собор и примыкающий к нему бенедиктинский монастырь были подчинены непосредственно папскому престолу.

Уже в год завершения строительства в соборе было произведено захоронение матери основателя Маргариты Наваррской. Затем здесь же были похоронены и другие сицилийские правители, включая самого Вильгельма II Доброго.

В XV– XVII вв. в соборе последовательно появились ризница, мраморный пол, боковой портик, часовни св. Кастренция и Распятия. В начале XIX в. собор лишился шпиля из-за удара молнии, а затем пережил пожар, после которого восстанавливался несколько десятилетий.

Мозаики собора, напоминающего драгоценную шкатулку, разделены на тематические циклы. В мозаиках главной апсиды изображён Христа Вседержитель, главный неф иллюстрируют книгу Бытия, алтарная часть рассказывает о земной жизни Христа, в боковых нефах можно увидеть чудеса Христовы, трансепт представляет жития апостолов Петра и Павла. В медальонах изображены отдельные святые.

Изображение Христа Пантократора в главной апсиде достигает 7 м в высоту и 13 м – в ширину. В одной из распростёртых рук он держит Евангелие, а другой – благословляет молящихся, на которых устремлён Его взгляд.

Собор Монреале

Изображение Христа Пантократора

Ниже центрального образа изображены Дева Мария с Младенцем на троне, архангелы, апостолы, мученики, ветхозаветные пророки, херувимы и серафимы. Серебряный алтарь XVIII в. украшают бронзовые подсвечники XVI в. и шесть небольших статуй святых из позолоченной бронзы. Очень красивы кассетные позолоченные потолки и мозаичные полы собора.

Культурный феномен мозаик собора Монреале – предмет исследований искусствоведов. Подробное описание хотя бы самых значимых мозаик с фотографиями потребовало бы отдельной обширной статьи. В интернете есть несколько подобных источников. Доскональное описание циклов мозаик с фотографиями и рекомендуемым маршрутом осмотра можно посмотреть на соответствующих ресурсах.
Адрес: Монреале, Piazza Guglielmo II, 1. Время работы: 8:30—16:30, с перерывом в 12:30—14:30. Вход в собор свободный, но за посещение капеллы Crocifisso (Распятия), клуатра (с колоннадой, арабским фонтаном, статуей Девы Марии) и подъём на колокольню нужно платить. Проезд из Палермо: с площади Indipendenza автобусом 389 до остановки Via Fontane de Drago или с железнодорожного вокзала автобусом AST до остановки Via Della Repubblica, 47.

Монастырь Сан-Джованни-дельи-Эремити

Бывший монастырь бенедиктинцев San Giovanni degli Eremiti был построен по приказу первого сицилийского короля Рожера II в 1136 г. Настоятель монастыря получил епископский сан, право отправлять богослужение в Палатинской капелле, и стал личным духовником короля. После его смерти монастырь св. Иоанна-отшельника стал приходить в упадок. Правда, в 1535 г. посетивший Сицилию испанский король Карл V Габсбург профинансировал его реставрацию. В 1866 г. Сан-Джованни-дельи-Эремити разделил участь многих итальянских монастырей и был секуляризован. Последовавшая за этим тщательная реставрация вернула ему первоначальный арабо-норманнский облик.

Монастырь Сан-Джованни-дельи-Эремити

Монастырь Сан-Джованни-дельи-Эремити

Явное арабское влияние очевидно с первого взгляда на монастырскую церковь с пятью красными полусферическими куполами, похожими на купола церкви Сан-Катальдо. Сходство не ограничивается внешним видом: интерьер церкви также лишён каких-либо украшений.

До сих пор неясно предназначение левой постройки в форме параллелепипеда (опять же напомнившей Сан-Катальдо). Некоторые исследователи видят в ней бывшую мечеть, другие – трапезную или жилые помещения братии, третьи – планировавшуюся Рожером II родовую усыпальницу.

Однако монастырь всё же заслуживает посещения. Заплатив 6 EUR, можно погулять по красивому клуатру с апельсиновыми деревьями и монастырскому саду с пальмами.

Монастырь Сан-Джованни-дельи-Эремити

Монастырский сад

Адрес: Via dei Benedettini, 16 (недалеко от Норманнского дворца). От входа в Палатинскую капеллу следует пойти по правую сторону стен и свернуть опять же направо на Via dei Benedettini, недалеко он начала которой расположена церковь.

Другие достопримечательности

Площадь и фонтан Претория

Piazza Pretoria – одна из центральных площадей Палермо. Её архитектурный ансамбль в основном определяют три здания в стиле барокко. Речь идёт о церквах XVII в. Сан-Джузеппе-деи-Театини и Санта-Катарина и дворце Преторио, построенном в XV в., и стилизованном под барокко два столетия спустя. Этот дворец, давший имя всей площади, был построен для городского сената. С XIX в. в нём размещается мэрия.

Площадь и фонтан Претория

Площадь и фонтан Претория

В центре площади находится фонтанный комплекс Fontana Pretoria, созданный флорентийским скульптором Франческо Камильяни для тосканской резиденции испанского вице-короля Сицилии. После его смерти наследник продал фонтан городу Палермо. В 1574 г. под руководства сына скульптора фонтан был разобран на 644 (!) части, перевезён в Палермо, и вновь собран. Появление в центре средневекового католического города десятков обнажённых фигур богов, аллегорий и мифических героев вызвало шок, а фонтан получил второе имя – Fontana della Vergogna («Фонтан Стыда»).

Площадь и фонтан Претория

Fontana della Vergogna («Фонтан Стыда»)

Окружающая фонтан балюстрада была сооружена много позже – в XIX в.

Церковь Сан-Джузеппе-деи-Театини

Церковь Chiesa di San Giuseppe dei Teatini была построена в XVII в. по проекту архитектора и члена католического ордена театинцев Джакомо Безио. Скульптура основателя ордена Каетана Таетинского установлена в нише центра фасада. Церковь освящена в честь Сан–Джузеппе (св. Иосифа). Её массивный купол декорирован жёлтой майоликой с голубыми волнами. Левый фасад церкви, выходящий на площадь Piazza Villena, более известную как Quattro Canti («Четыре угла»), выполнен в стилевом единстве с её архитектурным ансамблем. Церковь даже называют «пятым углом» площади.

Церковь Сан-Джузеппе-деи-Театини

Церковь Сан-Джузеппе-деи-Театини

Внутри церковь состоит из центрального нефа с двумя боковыми приделами. Интерьер церкви – потрясающий образец сицилийского барокко с орнаментальным мраморным полом и колоннами, прекрасной росписью потолков

Церковь Сан-Джузеппе-деи-Театини

Интерьер церкви

и мраморным кружевом капелл.

Церковь Сан-Джузеппе-деи-Театини

Мраморная капелла

Адрес: Via Vittorio Emanuele, 311.

Дворец Мирто

Palazzo Mirto был построен в XVII в. для аристократической семьи Филангери, проживавшей в нём до 1980 г. За это время он несколько раз перестраивался.

Дворец Мирто

Дворец Мирто

После перехода дворца в собственность города в нём действует музей. В 21 комнате музея можно увидеть настенную роспись, живописные полотна, гобелены, скульптурные композиции, предметы прикладного искусства – сицилийскую керамику, фарфор, часы, и оружие. Наибольший интерес вызывают «китайская комната» с шёлковыми обоями, курительная комната со и стенами из кордовской кожи и комната отдыха Дианы с вращающейся статуей Аполлона, открывающей секретный ход.

Адрес: Via Merlo, 2. Режим работы: с 9 до 18 (в субботу и воскресенье – до 13) часов, кроме понедельника. Цена билета – 4 EUR.

Лепнина Джакомо Серпотта

Сицилия XVII–XVIII вв. – место деятельности выдающегося мастера гипсовой лепнины скульптора Джакомо Серпотта. Он творил в эпоху испанского господства и расцвета католицизма. В то время строились не только общедоступные церкви, но и обособленные часовни-оратории для интимной молитвы. Восхитительная гипсовая лепнина скульптора наиболее полно представлена в ораториях Сан-Лоренцо и Сан-Сита и церкви Сан-Доменико.

Oratorio di San Lorenzo – плод совместного творчества двух выдающихся мастеров по имени Джакомо – архитектора Амато и скульптора Серпотта.

Лепнина Джакомо Серпотта

Лепнина Джакомо Серпотта

Как видно на фотографии, отдельные детали филигранной лепки Серпотта подчёркнуты золотой росписью. Такое сочетание создаёт впечатление торжественности и величественности. По обе стороны от алтаря и вдоль боковых стен установлены аллегорические скульптуры истины, девственности, стойкости и иных добродетелей. Отличительный знак творчества Серпотта – многочисленные изображения херувимов. Висящая над алтарём картина Караваджо «Рождество со святым Франциском и святым Лаврентием» – копия. Оригинал был похищен в 1969 г.

Адрес: ул. Via Immacolatella. За вход нужно заплатить 2 EUR.

Главная скульптурная композиция Серпотта в другом оратории – Oratorio del Rosario in Santa Zita, посвящена битве при Лепато, в которой христиане победили турок.

Лепнина Джакомо Серпотта

Лепнина Джакомо Серпотта

В других скульптурах внутри оратория можно увидеть вполне светских персонажей, что не является редкостью в закрытых молельных помещениях. Свободно себя чувствуют и любимые скульптором многочисленные херувимчики.

Адрес: ул. Via Valverde, 3. Цена билета – 5 EUR.

Церковь San Domenico, построенная во второй половине XV в. на нынешней одноимённой площади яркий образец архитектуры барокко. Фасад в бело-золотой гамме украшен колоннами и статуями святых и пап, установленных в нишах. Статуя Фомы Аквинского выполнена Джакомо Серпотта. В центральной нише на третьем этаже находится скульптура св. Доменика, под которой – герб ордена.

Лепнина Джакомо Серпотта

Церковь San Domenico

Церковь известна как место захоронения многих выдающихся итальянцев. Её ораторий Росарио – ещё один замечательный образец творчества Джакомо Серпотты.

Лепнина Джакомо Серпотта

Лепнина Джакомо Серпотта

Цветовая гамма оратория напоминает фасад церкви. В ней можно также погулять по живописному клуатру, похожему на дворик монастыря Сан-Джованни-дельи-Эремити.

Адрес: Via Giovanni Meli. Вход в церковь свободный. Проезд: автобусами 101 и N21 до остановки Roma — Bandiera.

Заключение

Палермо, ассоциируемый с сицилийской мафией, на поверку оказывается городом с множеством запоминающихся объектов Всемирного наследия. Их посещение – прекрасное дополнение к пляжному отдыху. Вряд ли стоит омрачать этот праздник жизни весьма сомнительной достопримечательностью – спуском в царство тысяч непогребённых мёртвых в Катакомбах капуцинов.

Математика: