автор урока - учитель математики - вт, 25/07/2023 - 00:14
Церковь Сурб Саркис
Ещё один городской объект, тесно связанный с Айвазовским – армянская церковь Сурб Саркис (Святого Сергия). Этот римский военачальник, раннехристианский мученик – один из самых популярных святых Армянской Апостольской церкви. Он считается покровителем влюблённых, молодёжи и военных. В этой церкви художник был крещён, венчался, был отпет и похоронен на её территории. Церковь построена в городском районе, ранее известном как Армянская слобода. Храм увенчан армянским крестом, который также называется цветущим. Ответвления концов такого креста изображаются проросшими, символизирующими его животворящую силу.
Самый старый армянский храм Феодосии был сооружён в 1330 г. В следующие три века он был заметным центром армянской миниатюры и гравюры. В стенах и на территории церкви находится множество традиционных для армянских храмов «хачкаров» – каменных стел с каменной резьбой креста. Хачкар – своеобразная молитва в камне.
В церкви действовал один из крупных армянских скрипториев, работали историки, философы и поэты. Одна створка старинных ореховых дверей церкви высокой художественной ценности в XIX в. стали экспонатом Эрмитажа, а другую можно увидеть в местном краеведческом музее. 1888 г. церковь пострадала от пожара и была отремонтирована на средства Айвазовского, который собственноручно заново расписал церковь.
В начале XX в. находившиеся на её территории каменные плиты с надписями были объединены в лапидарий. В конце 60-х годов церковь была отреставрирована. Затем при новой застройке вблизи церкви была повреждена старая дренажная система. Церковь начала подтопляться грунтовыми водами, в результате чего были утрачены фрески. Новая вялотекущая реставрация продолжается по сей день.
Во дворе церкви, прихожанином которой был Айвазовский, он похоронен согласно своему завещанию.
В 1944 г. Анна Саркисова была похоронена рядом с мужем. Ниже стелы об этом информирует мраморная табличка.
Феодосия и другие знаменитости
С Феодосией связаны биографии и некоторых других известных людей.
Музей Александра Грина
Совсем рядом с Картинной галереей Айвазовского, на той улице, находится дом-музей Александра Грина. Писатель жил здесь с 1924 по 1929 г. Именно в Феодосии был создано главное произведение Грина – роман «Бегущая по волнам». В 1970 г. в его доме был открыт музей писателя. Его внешний настолько же необычен, насколько своеобразным было творчество писателя – певца морской романтики.
Боковую стену дома украшает рельефное панно, изображающее бригантину, а на горизонте видны контуры сказочной страны, названной по имени её сочинителя Гринландией. У входа посетителей встречает якорь и корабельный фонарь, а музейные помещения оформлены как каюты и трюмы. На стенах канаты, паруса, окна-иллюминаторы, деревянные части кораблей, компасы, подзорные трубы. Идея музея-корабля принадлежала московскому художнику Савве Бродскому, приглашённому создателем литературной составляющей музея Геннадием Золотухиным.
Музей Марины и Анастасии Цветаевых
Сёстры Цветаевы, дружившие с жившим в Коктебеле поэтом Максимилианом Волошиным, периодически бывали в Феодосии. После смерти отца они решили провести зиму 1913 г. в Феодосии. Марина с мужем и дочерью остановились на даче своих знакомых Редлихов, а Анастасия с мужем и сыном сняли квартиру на ул. Бульварной (ныне – ул. Вити Коробкова).
В 90-е годы было решено создать музей сестёр Цветаевых как филиал музея-заповедника «Киммерия М. А. Волошина». Для создания музея городские власти выделили квартиру в том доме, где жила Анастасия. Сюда с дачи, где останавливалась Марина, перевезли сохранившуюся обстановку.
Музей Веры Мухиной
Самая известная работа выдающегося советского скульптора-монументалиста Веры Мухиной – 24-метровый монумент «Рабочий и колхозница», увенчавший павильон СССР на Всемирной выставке в Париже в 1937 г. За эту скульптурную композицию Мухина получила первую из своих пяти Сталинских премий. Ныне монумент, ставший символом советской эпохи и эмблемой киностудии «Мосфильм», находится на ВДНХ.
Другие выдающиеся творения Мухиной – скульптура «Крестьянка», хранящаяся в Ватиканском музее, памятник Чайковскому в Москве и Максиму Горькому в Нижнем Новгороде. Вера Мухина также занималась дизайном одежды, за который даже получала премии на международных конкурсах.
Вера Мухина родилась в Риге, в состоятельной купеческой семье. В двухлетнем возрасте она потеряла мать, скончавшуюся от туберкулёза. После этого отец увёз Веру и её старшую сестру в Феодосию – город со здоровым климатом. В доме, который купил отец, Мухины прожили с 1892 по 1904 г., вплоть до его смерти отца. Осиротевших сестёр приютили родственники в Курске. По окончании местной школы Вера Мухина, унаследовав состояние отца, переезжает в Москву и начинает учиться живописи. Учёбу она продолжила в Париже, где брала уроки у ученика Родена Эмиля Бурделя, и в Италии.
Музей Веры Мухиной в Феодосии был открыт по инициативе сотрудников Детской художественной школы им. Айвазовского. Он функционирует в доме, построенном на месте, где когда-то проживала семья. К счастью, сохранилась одна из стен оригинального дома, которая встроена в новое здание и ныне служит фасадом музея. Его экспонаты рассказывают о жизни и творчестве скульптора.
Архитектурные памятники
Генуэзская крепость
В южной части города на берегу залива сохранились фрагменты мощной генуэзской крепости.
Построенная в середине XIV в., она защищала процветавший портовый город. Внешняя оборонительная стена периметром 5 км имела 26 внушительных башен. Во внутренней 718-метровой цитадели с 11-метровыми стенами располагались важные городские объекты – казначейство, суд, епископская резиденция, склады ценных товаров, а также дома знати.
В XIV в. с Генуэзской крепости началась европейская пандемия чумы. Страшная болезнь возникла в среде осадивших крепость татар. Они стали катапультами забрасывать внутрь трупы умерших от чумы. Осаждённые генуэзцы, боясь заражения, бросают крепость и в панике отплывают в Европу, перенося туда чуму.
С XVIII в. жители города стали использовать камень полуразрушившейся крепости как строительный материал для своих домов. К настоящему времени от прежнего грозного сооружения остались южная стена цитадели с двумя башнями и несколько башен, разбросанных по городу. На территории, примыкающей к цитадели, сохранились мост и руины нескольких армянских церквей и турецких бань. Нынешний статус сооружения – историко-архитектурный заповедник «Генуэзская крепость Кафа».
Самая известная из сохранившихся – башня Константина, изображённая на городском гербе. Неизвестно, имела ли башня четвёртую стену или изначально была построена с тремя. Средневековые строители применяли последний вариант для беспрепятственного отступления защитников крепости в случае прорыва врага.
Казанский собор
Кафедральному собору Феодосийской и Керченской епархии – чуть более века. Он был построен в 1907 г. на подворье Топловского монастыря и освящён во имя Казанской иконы Божией Матери. В 1919 г. монастырь был разграблен, а церковь закрыта. Во время оккупации в ней сначала был концлагерь советских военнопленных, а затем проводились службы для румынских войск.
После освобождения Феодосии церковь продолжала функционировать. Более того, в 50-е годы, по инициативе архиепископа Симферопольского и Крымского Луки, храм был основательно реставрирован. После образования в 2012 г. автономной Феодосийской и Керченской епархии, церковь получила статус её Кафедрального собора.
Храм Иверской иконы Божией Матери
Как указывалось в начале статьи, к XIV в. армяне стали преобладающим этносом Феодосии. В XIV в. армяне обнесли своё поселение защитной стеной, получившей название Айоц Берд (Армянская крепость). Внутри функционировало пять армянских церквей, включая храм Ованес Мкртич (Иоанн Креститель).
После переселения из независимого Крымского ханства существенной части армянского населения в Приазовье, его численность резко сократилась. После присоединения Крыма к России вернулась только часть армян. Армянская крепость оказалась окончательно заброшенной после того, как в ней устроили карантинное учреждение (с тех пор этот район стали называть Карантин).
Во второй половине XIX в. бывшую армянскую церковь переосвятили как русскую православную в честь Иверской иконы Божией Матери. После революции её закрыли, использовали как склад, а потом и вовсе забросили. Новое рождение церкви произошло в постсоветские годы.
В восстановленном интерьере выделяются список чудотворной иконы Божией Матери Касперовской, алтарная фреска с изображением окружённого апостолами Христа и резные барельефы. На территории церкви сохранились армянские хачкары (каменные стелы с изображением креста) и надгробия.
Всехсвятская церковь
Храм Всех Святых в земле Российской воссиявших был построен в конце XIX в. в смешанном архитектурном стиле с элементами византийского, готического и древнерусского стилей. Рядом располагалась городское христианское кладбище, поэтому его называли также кладбищенской церковью. В 1938 г. она была закрыта, а в 1961 г. здание было объявлено аварийным и взорвано. От церкви остались только ворота и склеп-часовня князей Чернецких. В постсоветские годы храм был восстановлен по сохранившимся фотографиям и картинам.
Церковь святой Екатерины
В 1892 г., в день рождения Екатерины Великой, присоединившей Крым к России, была заложена церковь в честь св. Екатерины Александрийской. Множество жителей приняли участие в её постройке – кто средствами, кто бесплатной работой. Внешний вид самой красивой церкви Феодосии сразу привлекает внимание. Пять небольших синих куполов усыпаны звёздами и увенчаны золотыми крестами. Кокошники разных размеров украшены резными узорами. Нарядный фасад церкви напоминает барокко эпохи Екатерины Великой.
Действовавшая до 1937 г. церковь была закрыта и превращена в склад. Она вновь открылась в период оккупации и больше не закрывалась. На рубеже XX–XXI вв. в церкви был проведён капитальный ремонт. Сейчас она представляет собой целый комплекс, также включающий гостиницу для паломников, воскресную школу и библиотеку.
Мечеть Муфти Джами
Эта соборная пятничная мечеть – единственная сохранившийся мусульманский храм Феодосии, Она была построена в первой половине XVII в. по образцу стамбульских мечетей. После присоединения Крыма к России здание было передано армянской католической конфессии, которая использовала его до революции как церковь Успения Богородицы. В 1975 г. сооружение было реставрировано, а в постсоветский период – передано мусульманской общине города.
Дача-дворец Стамболи
По заказу семьи табачных фабрикантов Стамболи, в 1914 г. для неё был возведён дачный дворец в мавританском стиле. Автор проекта – архитектор Оскар Вегенер. Мраморные фонтаны, зимний сад, утопающий в цветах двор и роспись стен радовали взор владельцев всего два года. Шла война и, в предчувствии грядущих потрясений, семья продала свои фабрики и дачу, и эмигрировала. После революции во дворце функционировал санаторий, а во время войны – немецкий военный госпиталь.
В первые постсоветские годы в особняке работал ресторанно-гостиничный комплекс «Дача Стамболи». Затем выкупившие дворец городские власти организовали в нём музей и реставрационно-выставочный центр подводной археологии. Здесь можно увидеть поднятые со дна Чёрного моря якоря, фрагменты глиняных амфор, корабельные клады, штурвалы, ядра, мушкеты, листы из бортовых журналов, медицинские сосуды. Но главное – потрясающе красивые интерьеры здания, сохранившиеся от первого хозяина.
Дача Милос
Недалеко от дачи Стамболи находится ещё одна красивая дача, названная Милос в честь Венеры Милосской. В неоклассический архитектурный стиль внедрены элементы, стилизованные под Древнюю Грецию. Таковы статуи греческих божеств портика и колонны амфитеатра на втором этаже. А сама Венера Милосская находится внутри декоративной беседки. Это – копия оригинальной скульптуры, пропавшей во время революции.
Дача по проекту архитектора Пискунова была построена в 1911 г. для предпринимателя Ибрагима Крыма, караима по национальности. После революции дачу отвели под спальный корпус санатория «Восход».
Музей древностей
В 1811 г. в Феодосии, по инициативе градоначальника, был открыт Музей древностей – первый в российских провинциях и один из первых в Европе. Основу собрания составила коллекция древностей феодосийского купца Джеварджи, приобретённая за 1000 руб. по решению городской думы. Первоначально он расположился в бывшей мечети, но в 1871 г. переехал в специально построенное на средства Айвазовского здание.
В первой половине XX века музей несколько раз менял свои адрес, статус и наименование. Так, в 40–60-е годы он считался отделом Картинной галереи Айвазовского. Затем он стал Краеведческим музеем, а после воссоединения Крыма с Россией снова именуется Феодосийским музеем древностей. Сейчас он занимает здание бывшей гостиницы «Генуэзская» – памятника архитектуры начала XX в.
В фондах Музея древностей числится более 70 тысяч экспонатов. В восьми залах хранятся памятники археологии, этнографические материалы, коллекции минералов, окаменелостей, гербарий. Диорамы зала природы представляют природные ландшафты Юго-Восточного Крыма. Коллекции древних каменных плит размещены под открытым небом в оригинальном лапидарном дворике музея.
Музей денег
Этот музей – самое денежное место Феодосии. В 1801 г. его основал тогдашний градоначальник Галера, бывший заядлым коллекционером нумизматики. В музее хранятся 30 тысяч монет и тысяча банкнот, относящихся к огромному периоду от VI в. до н. э. до нынешнего времени.
Первый из шести разделов музея представляет монеты Каффы, Золотой Орды и Генуи. Во втором демонстрируются медяки Боспорского государства. Третий и четвёртый разделы представляют денежные знаки, принимавшиеся в Феодосии и окружающем её регионе. Деньги пятого раздела представляют деньги двухсот дальних стран. Шестой раздел рассказывает об эволюции денег.
Феодосия как курорт
Нынешняя Феодосия – известный бальнеологический курорт с санаториями, грязевыми лечебницами, минеральными источниками. Купальный сезон длится четыре месяца, захватывая сентябрь.
В городе множество песчаных, галечных и смешанных пляжей общей протяжённостью 15 км и шириной 35–50 м. Все они соответствующим образом оборудованы.
В центральной части города вдоль главной набережной находится пляж «Камешки», названный так из-за завезённой гальки, образовавшей берег. Но дно моря у берега – песчаное. Самый широкий пляж – песчаный «Жемчужный». Вход на оба пляжа свободный с последующей оплатой востребованных услуг.
По соседству с пляжем «Камешки» расположен крупнопесчаный пляж «Детский». Он отличается спокойным морем, пологим дном и протяжённым прибрежным мелководьем. Оно быстро прогревается, что позволяет открывать купальный сезон уже в середине мая, когда вода у других пляжей ещё холодная.
Ещё один популярный пляж – «Золотой», назван по цвету мелкого песка. Длина этого самого большого пляжа Крыма – 6 км. «Золотой» на 5 км удалён от центра Феодосии, но к нему за 10 минут нетрудно добраться на маршрутке или частной машине. Море чище, чем в центре. На пляже есть участки без зонтиков и лежаков, на песке которых можно отдыхать бесплатно.
Заключение
Город Айвазовского – прекрасное сочетание морского несуетного курорта с многочисленными познавательными достопримечательностями. Знакомство с ними можно начать с обзорной экскурсии по городу на электромобилях, билет на которую ценой 500 руб. можно купить, например, на улице Галерейной.